Проверка работоспособности зарядного устройства для шуруповерта. Тестируем банки аккумулятора

Как проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром

Сделать ремонт в квартире либо собрать диванчик фактически нереально без наличия шуруповёрта. При покупке инструмента клиент старается убедиться в отсутствии изъянов и качестве продукта. Но, даже в самом высококачественном инструменте с течением времени может появиться поломка. До того как выбросить устройство на свалку либо отнести его в ремонт, рекомендуется провести диагностику инструмента с помощью последующей аннотации.

Внешний вид

1-ое видимое отличие в конструкции аккумуляторных и сетевых шуруповёртов — источник питания. Сетевые инструменты питаются от розетки с помощью кабеля, соединённого с основанием шуруповёрта. У аккумуляторных аналогов на подошве находятся контакты, к которым крепится АКБ.

Корпус у каждого шуруповёрта пластмассовый. Большая часть устройств имеют отверстия, обеспечивающие вентиляцию в области мотора. К фронтальной части корпуса прикреплена муфта регулировки вращающего момента, за ней — патрон (почаще быстрозажимной).

Под областью редуктора размещаются 2 либо 3 кнопки: сквозной ползунок (реверс), фиксатор пусковой кнопки и сама кнопка. У неких агрегатов ползунок реверса и фиксатор курка совмещены. Наверху корпуса размещен переключатель редуктора. Обычно он имеет 2, в редчайших случаях — 3 режима, отличающиеся скоростью вращения шпинделя.

Внутренняя конструкция

Редуктор размещен за трещоткой, регулирующей вращающий момент шуруповёрта. Существует 2 вида редукторов: традиционные (1-скоростные) и планетарные (2-скоростные). 2-ой режим предугадывает более высшую скорость вращения патрона, потому подходит для внедрения агрегата в качестве дрели. Патрон нанизан на шпиндель, расположенный перед редуктором.

За редуктором находится электронный движок. Последний состоит из статора, на котором находится обмотка, и ротора (якоря). Движки делятся на щёточные и бесщёточные. 1-ые работают за счёт угольных щёток и коллектора, и всераспространены в сетевых, также большинстве аккумуляторных шуруповёртов. Во вторых контакты коллектора заменены усилителем, что увеличивает срок службы, исключая трение и искрение.

проверка, работоспособность, зарядный, устройство, длить

Устройство шуруповерта

В области ручки размещается конструкция с электрической платой, за счёт которой работают связанные с ней кнопки:

  • курок отвечает за включение/выключение мотора;
  • ползунок реверса отвечает за смену направления вращения патрона;
  • в неких моделях находится круглая кнопка, фиксирующая выключатель в требуемом положении.

Электронная плата соединена проводами с движком.

Устройство аккумулятора

На батарее находятся выемки для контактов шуруповёрта, через которые потом с АКБ на инструмент передаётся энергия. Снутри АКБ находятся литиевые, никель-кадмиевые либо никель-металлгидридные цилиндрические банки. Они все соединены вместе. Напряжение 1-го элемента составляет от 1,5 до 4 вольт.

Следует учитывать, что никель-кадмиевые банки владеют эффектом памяти, вследствие чего таковой аккумулятор рекомендуется заряжать только при глубочайшей разрядке и на полную мощность.

Разобранный аккумулятор

Виды накопителей в аккумуляторах и их свойства

Батарейки устроены на базе процесса электролиза. Он основан на преобразовании энергии с помощью реакций восстановления и распада. Происходит с помощью анода и катода.

Зависимо от главных составляющих выделяют три типа батареек:

Никелевые

Популярны в шуруповертах, бытовой технике, мобильных телефонах, как замена накопителей типа АА либо ААА. Владеют большой емкостью и способностью к саморазряду. Посреди их в шуруповертах используют 2 варианта «начинки»: никель в купе с кадмием Ni-cd) либо металлгидридные (Ni-mh).

проверка, работоспособность, зарядный, устройство, длить

Никель-кадмиевые акб. Более всераспространенный вид. Удельная электроэнергия каждой батареи — 65 кВтч/кг. Стремительно заряжаются. Надежны и долговечны (число циклов заряда—разряда — 3500). Напряжение обычно 1,2 В. Посреди минусов Ni-cd: «эффект памяти».

Свинцовые

Употребляются в ИБП, авто системах с напряжением в 12.7В. Имеют наименьшую емкость, в 2-4 раза меньше, чем никелевые аналоги. Служат подольше, чем все другие. Способны выдерживать огромные нагрузки.

Литиевые

Самые дорогостоящие варианты. Используются в шуруповертах марок Makita, Bosch. Главные механизмом работы является процесс распада вещества на ионы, потому акб носят заглавие как литий—ионные и имеют маркировку Li-lon.

Один из всераспространенных типов литиевых акб — имеющий маркировку 18650. Заглавие этой батарейки показывает на ее размеры (18×65 mm). Емкость 1,6—3,6 А/ч. Напряжение — 3,7В.

Эффект саморазряда у Ni-cd добивается 20%, Ni-mh — 30%, Li-lon — 8%.

Для устранения «памяти» АКБ необходимо провести 3—4 цикла разряд—заряд. Делать это можно через нагрузку. Она обеспечивается с помощью обыкновенной лампы накаливания в 12В, подсоединенной к мультиметру и акб (аннотация правильного подсоединения описана ниже).

При неоднократном повторении операции аккумулятор восстанавливает первоначальную работоспособность, если причина была в недостаточной емкости и «эффекте памяти».

Как проверить

Аккумулятор

Чтоб проверить блок питания шуруповерта на работоспособность, нужно просто снять характеристики тока и напряжения в момент зарядки. При этом нужно повторять функцию пару раз, чтоб получить очень четкие значения.

Такие наблюдения молвят о том, что батарея на сто процентов исправна и функциональна. Почти всегда предстоящий анализ не будет нужно.

При всем этом у исправного АКБ также в течение часа после начала зарядки будет размеренно возрастать сила тока. Если через час показатель достигнул значения 1 А, то это гласит об исправности устройства.

Существует еще способ ускоренного тестирования АКБ, который заключается в измерениях напряжения на холостом ходу (без нагрузки). Это напряжение должно достигать нужной величины, которая впрямую связана с рабочим напряжением частей АКБ (банок). Если показатель ниже, то велика возможность выхода из строя 1-го либо нескольких частей.

Отдельным видом проверки емкости АКБ мультиметром от шуруповерта можно считать тестирование под нагрузкой. Здесь употребляется дополнительное оборудование, которое нуждается в подпитке. Совершенно для этого подходят лампы накаливания. Мощность таковой лампы должна соответствовать мощности АКБ. По другому результаты проверки возможно окажутся недостаточно точными. Почти всегда мощность равна половине силы тока, которую дает батарея, умноженной на напряжение. Для стандартных аккумуляторов из шуруповертов в проверке употребляют лампы 12 В.

Аккумулятор подключается к нагрузке через мультиметр, которым позже и снимаются показания. Через пару минут необходимо замерить напряжение. Оно должно быть выше 12.4 В. Если таковой показатель не был достигнут, означает очевидно имеется какая-либо неисправность. Дополнительно рекомендуется уделять свое внимание на яркость лампочки. Она должна быть довольно размеренной.

READ  Как резать кафель без сколов

Зарядное устройство

Неисправность может крыться не только лишь в АКБ, да и в самом зарядном устройстве. Потому за ранее необходимо проверить зарядное устройство для шуруповерта мультиметром.

На нем включают режим измерения неизменного тока и с помощью щупов подключают к зарядному устройству. Значение силы тока на измерителе должно быть очень приближенным к тому, что обозначено на корпусе. Если это не так, то устройство лучше заменить на новое.

Напряжение банок АКБ

После первого шага проверки станет ясно, исправно устройство либо нет. Если тестирование указало на несоответствие характеристик, то разумно приступить к ремонту, сопровождающемуся заменой неисправных банок.

Необходимо открыть корпус АКБ и выявить неисправность. Для этого также употребляют мультиметр, который подключается к каждому элементу раздельно. Напряжение каждой банки должно составлять более 1.2 В. Все несоответствия молвят о поломке элемента. Неисправные банки нужно вытащить из общей цепи и заменить на новые.

Если такая проверка покажет не выявит поломку, то необходимо вновь прибегнуть к тестированию под нагрузкой. И здесь уже принципное значение имеет уровень сопротивления, который впрямую связан с напряжением и силой тока. Каждый элемент тестируется раздельно, и также рассчитываются сопротивления. В случае неисправности этот показатель очевидно будет отклоняться от нормы и стремительно выявит сломанный элемент.

Шуруповерт без аккумулятора

Не стоит исключать и поломку самого шуруповерта. Выявить этот факт поможет внедрение заранее исправной батареи либо подключение оборудование к сети впрямую. 2-ой подход также станет хорошим вариантом в случае срочной необходимости использования инструмента. Мобильность естественно будет потеряна, но функционал полностью можно будет использовать.

Шуруповерт можно использовать с наружным блоком питания, воткнутым в розетку. Тогда необходимо просто подобрать выпрямитель с необходимыми параметрами. Перемещения будут ограничены только длиной низковольтного кабеля, присоединенного впрямую к инструменту.

Также можно сделать свой макет обыденного сетевого шуруповерта. Тогда блок питания будет помещен в корпус АКБ и дозволит довольно комфортно воспользоваться инвентарем. В этом случае основной вопрос будет заключаться в подборе нужного блока питания маленьких размеров с подходящими чертами. Процесс может усложниться необходимостью поиска массивного, но малогабаритного трансформатора.

Проверку АКБ шуруповерта лучше проводить часто, чтоб предупредить разные поломки в самое неподходящее время. Очевидно, это касается только подготовительного тестирования, без разборки корпуса. Батареи представляют собой довольно недолговечные составляющие, которые приходится временами подменять. Но верная эксплуатация с соблюдением норм по подзарядке посодействуют как можно подольше сохранять устройства работоспособными.

Как проверить емкость аккумулятора шуруповерта мультиметром

Основное свойство акб — емкость. Данная величина указывает скопленную энергию, другими словами силу тока за 1 час. Измеряется в А/ч.

Как проверить емкость АКБ мультиметром?

  • Отсоединить акб от шуруповерта.
  • Зарядить батарею на 100%.
  • С помощью мультиметра, резистора и лампочки измерить время, за которое погаснет лампа, напряжение на выходе акб.
  • Вычислить емкость устройства по формуле/
  • Сопоставить приобретенные результаты с обозначенными в аннотации по эксплуатации шуруповерта.

Допустим, напряжение акб добивается 18В. При мощности лампы накаливания в 10Ватт время разряда АКБ должно добиться отметки не ниже 2,3 ч.

Если подсоединенная лампочка погаснет через 30 минут, то вычисленная емкость акб составит:

Данная величина существенно ниже значений например, никель-кадмиевого АКБ шуруповерта в 1.3 Ач.

Ремонт зарядного устройства для шуруповерта

Основные поломки

Шуруповёрты, приобретаемые в наше время могут быть изготовлены не только лишь для электросети 220 В, да и для более низковольтных сетей. Встречаются такие модели, которые подзаряжают аккумулятор от 120 – 130 В и подключаются к электросети 220 В через особый конвертор.

Потому нужно быть внимательным при покупке, и инспектировать, для каких сетей сконструирован приобретаемый зарядчик. И если появились трудности с работой шуруповёрта, к примеру, повсевременно сгорает плавкий предохранитель в его зарядном устройстве, вероятнее всего что-то вышло из строя.

Но сперва нужно проверить исправность АКБ. Если он работоспособен, вольтметр при присоединении к его клеммам покажет правильное значение, а движок даже при не вполне заряженном АКБ будет крутиться. При изношенном АКБ предохранитель также не будет перегорать. Потому, скорее всего, он пылает из-за неисправности в зарядчике. Вероятнее всего оно было по ошибке включено в сеть 220 В хотя рассчитано на 120 – 130 В.

Но независимо от принадлежности к тем либо другим электросетям все зарядные устройства похожи и содержат:

  • сетевой выпрямитель;
  • понижающий инвертор;
  • низковольтную часть – выпрямитель преобразователя и дальше схема с надлежащими параметрами, обеспечивающая подачу электроэнергии для подзарядки АКБ.

Где искать неисправность

Сетевой выпрямитель и вообщем выпрямители являются одними из самых жизнестойких электрических компонент при условии их правильной эксплуатации. Но если зарядник изготовлен для работы в сети 120 – 130 В и не работает, причём предохранитель повсевременно перегорает в момент соединения с электросетью 120 – 130 В, вероятнее всего неувязка конкретно в выпрямителе.

Последующим кандидатом на выход из строя будет высоковольтный транзистор инвертора. Более возможна его неисправность в зарядчиках, рассчитанных на 220 В. Выпрямитель инвертора и вся остальная электроника, обычно работает длительно и безотказно.

Ремонт зарядного устройства для шуруповерта потребует наличие следующих инструмента:

В любом случае нужно разобрать корпус зарядного устройства для извлечения монтажной платы. При всем этом следует учитывать, что производители сберегают на всём и в том числе на крепеже, применяя минимум саморезов и винтов. По этой причине крепление, вероятнее всего, будет изготовлено всего одним саморезом либо винтом, а все другие элементы фиксации в корпусе будут защёлками. И нужно попытаться не сломать их при разборке.

Если устройств подключается к электросети 120 – 130 В, приступаем к проверке высоковольтного выпрямителя. Он содержит выпрямительный мост и конденсатор большой ёмкости. Если предохранитель перегорает, означает, существует цепь, по которой течёт соответственный ток. Таких цепей в зарядчике только три:

Как устранять неисправность

Потому их нужно проверить тестером в режиме измерения сопротивления. Вероятнее всего, неисправным окажется высоковольтный электролитический конденсатор выпрямителя. И вот почему. Так как зарядное устройство работает как ограничитель тока, маловероятно, чтоб при правильной эксплуатации в нём что – или вышло из строя, или от перегрева, или от перегрузки током. Как следует, возможность неисправности вследствие увеличения напряжения сети первостатейна.

READ  Масло для цепных пил чем заменить

Обнаруженную неисправную деталь, которой, вероятнее всего таки окажется конденсатор подменяют исправным аналогом. Потом устанавливается предохранитель требуемого номинала. После чего можно приступить к проверке работоспособности восстановленной платы. Её подключают к автотрансформатору. За ранее нужно выставить на выходе мало вероятное напряжение. Перед подключением платы автотрансформатор отключается от электросети.

К выходу присоединяются щупы тестера в режиме измерения неизменного напряжения в спектре соответственному входному напряжению. После чего автотрансформатор плавненько регулируется для получения нужной величины напряжения. Если неисправность устранена, выходные индикаторные светодиоды это подтвердят.

Потом проверяется работоспособность отремонтированной платы в режиме подзарядки АКБ. Если и в данном случае нет заморочек, плату можно устанавливать назад в корпус. Если плата как и раньше не работает и аккумулятор не заряжается, нужно находить неисправность дальше. Целый предохранитель при присоединенном к сети зарядном устройстве и наличие напряжения на высоковольтном конденсаторе указывают на то, что инвертор не работает.

Диагностика и поиск неисправности в инверторе является сложной задачей, в особенности при отсутствии принципной электронной схемы. Для её решения нужен осциллограф и соответственный опыт. Если нет ни того ни другого, остаётся только поочерёдно инспектировать тестером и подменять все транзисторы и микросхемы в преобразователе, проверяя работоспособность платы после каждой замены. Но таким способом, хотя и не самым дешёвым, зарядчик будет восстановлен.

Как отремонтировать зарядное устройство шуруповерта

Когда разобран блок питания и найдены вышедшие из строя элементы, то провести ремонт зарядки шуруповерта, не составит огромного труда. Для этого пригодится вооружиться паяльничком, также флюсом и припоем, после этого приступать к делу.

Для того чтоб провести ремонт зарядного устройства для шуруповёрта своими руками пригодится еще новые элементы, которые необходимо установить, заместо вышедших из строя — это предохранитель, резисторы, диоды и конденсатор. Стоят эти элементы копейки, а если у вас в распоряжении имеются старенькые зарядные блоки либо микросхемы, то их можно выпаять оттуда. Когда все инструменты и элементы готовы, можно приступать к ремонту.

  • Для начала требуется выпаять либо извлечь предохранитель. Зависимо от модели блока питания, предохранители в нем могут быть вставными либо припаиваться. Даже если это вставной предохранитель, а для вас удалось отыскать только тот, который с ножками, то вставки необходимо выпаять из платы и заместо их к контактам припаять предохранительный элемент
  • Если вздулся и не работает конденсатор, то его тоже нужно выпаять, и заменить. При выпаивании не забудьте поглядеть, какие ножки, где размещаются. Это очень принципиально, по другому элемент будет работать некорректно, что приведет к повторному выходу из строя. Положительный контакт конденсатора «плюс» должен соединяться в цепочке с катодами диодов. Для того чтоб осознавать, о чем речь, ниже приведена схема, на которой выделен интересующий участок. При установке нового конденсатора необходимо подобрать его по характеристикам, которые имеет вышедший из строя элемент
  • Если из строя вышел диодный мост, то необходимо выпаять диоды, и припаять их. При всем этом также нужно учесть, что диоды должны быть припаяны в правильном положении — анод на вход высоковольтной части, а катод на низковольтную часть. Если ориентироваться на схему, которая представлена выше, то проблем с припаиванием частей не возникнет

Если неисправен резистор, транзистор либо другие элементы, то они также подлежат замене. Наибольшая трудность, с которой можно повстречаться при ремонте зарядного шуруповерта — это выход из строя микроконтроллера. Еще из строя может выйти термистор, который размещен в конструкции первичной обмотки трансформатора. Его предназначение — это ограничение и понижение пускового тока. Термистор содействует заряду конденсаторов, которые стоят на входе схемы. Как отремонтировать зарядный блок шуруповерта, если из строя вышел термистор, описано тщательно в видеоклипе.

Если вышел из строя данный элемент, то проще приобрести новый блок, потому что отыскать аналогичный элемент очень тяжело, и даже если получится, то для припаивания пригодится пользоваться особым феном.

После проведения легкого ремонта зарядного устройства шуруповерта, необходимо вначале проверить его работоспособность, и только после чего можно подключать батарею. Как проверить работоспособность отремонтированного зарядного блока — включить его в розетку (только за ранее установите на место крышку), и к выводам подключить щупы мультиметра. Надлежащие значения означают, что устройство работает, и может применяться. Сейчас ваш «шурик» спасен, и может прослужить для вас еще очень длительно.

Подводя результат, нужно отметить, что длительно хранить батарею разряженной нельзя, и если ваш зарядный блок от шуруповерта сломался, то приступать к его ремонту необходимо немедля, по другому откладывание этого процесса в длинный ящик не приведет ни к чему отличному, а только поспособствует необходимости покупки нового АКБ вприбавок к заряднику. Кстати, если не удается отремонтировать зарядное от шуруповерта либо устройство было утеряно, и отыскать в продаже такое нереально, то решить вопрос поможет изготовка зарядного устройства своими руками. Но для этого пригодятся некие зания в электротехнике.

Во время насыщенной эксплуатации шуруповерта есть возможность его поломки. И одной из самых уязвимых частей считается аккумулятор. Разглядим, как проверить аккумулятор шуруповерта на работоспособность различными способами.

Общие рекомендации перед проверкой аккумулятора

Конкретно перед проверкой АКБ нужно верно найти, к какому типу относится элемент питания. Зависимо от этого типа и подход может быть различен. К примеру, более всераспространенные никель-кадмиевые батареи отличаются большой чувствительностью к условиям эксплуатации. Нечастые либо нерегулярные полные перезаряды существенно понижают емкость АКБ и батарея не употребляет собственный ресурс вполне. Более тщательно типы аккумуляторов разглядим ниже.

Также рекомендуется стопроцентно зарядить аккумулятор перед проверкой. Это дозволит сделать более четкие выводы о работоспособности устройства. Подтверждено, что самые четкие характеристики снимаются под нагрузкой. И полный заряд представляет собой очень подходящий тип нагрузки.

Перед проверкой нужно очень уменьшить воздействие «эффекта памяти» на устройство. Потому что этот эффект возникает у батарей в случае неверной эксплуатации, чтоб его убрать, нужно пару раз пользоваться батареей по всем правилам.

READ  Как подрезать дверь по высоте

Довольно 3 раза провести циклы заряда/разряда, чтоб воздействие эффекта существенно сократилось. Для ускоренного разряда идеальнее всего использовать лампу накаливания, которую вкупе с мультиметром необходимо будет подсоединить к аккумулятору.

Если все изготовлено верно, то через несколько полных циклов батарея сумеет вернуть свою емкость и вновь может быть применена в шуруповерте. Если же операция не посодействовала, означает неувязка была в другом.

Никель-кадмиевый аккумулятор

Часто встречающийся тип батарей. Довольно стремительно заряжаются и имеют хороший объем. Отличаются долговечностью и устойчивостью к наружным воздействиям. Среднее число циклов зарядки/разрядки может достигать 3500. При использовании ускоренных зарядных устройств батарея не изнашивается резвее и способна служить длительное время. Раздельно необходимо отметить дешевизну таких батарей и возможность эксплуатации при температуре ниже нуля.

Но имеется и минусы, главный из которых заключается в так именуемом «эффекте памяти». Батареи достаточно токсичны в случае неисправности и имеют высшую скорость саморазряда. Из-за токсичности, производители на данный момент процент таких устройств стараются быстро уменьшать.

Чтоб продлить срок службы такового АКБ, рекомендуется перед подзарядкой его вполне разрядить.

Литий-ионный аккумулятор

Еще более дорогой аналог, который но имеет ряд неопровержимых преимуществ. Такие батареи употребляются в передовых моделях шуруповертов от узнаваемых брендов.

У таких батарей большая емкость и куда наименьший процент утраты заряда из-за саморазряда. Но такие батареи строго не рекомендуется перегревать и навечно оставлять вполне разряженными. Это может привести к деградации кристаллов и выходу батареи из строя. При перегреве же есть риск взрыва такового устройства.

Как и 1-ый вид, литий-ионный аккумулятор способен работать на морозе.

Частые причины поломки

Основная причина поломки заключается в том, что нет ничего нескончаемого. Любые электрические составляющие в какой-то момент выходят из строя.

проверка, работоспособность, зарядный, устройство, длить

Ускорить процесс можно хранением зарядного устройства в неподходящих критериях:

  • завышенная влажность вызывает коррозию паяных соединений, соединительных дорожек на печатной плате, выводов девайсов, разрушает изоляцию намоточных деталей (дросселей, катушек индуктивности, импульсных трансформаторов).
  • завышенная температура ухудшает действие влажности, ускоряет старение изоляции;
  • пониженная температура из-за разности в коэффициентах температурного расширения (сжатия) может привести к отрыву выводов от места пайки, микротрещинам в токопроводящих дорожках и корпусах электрических компонент (в особенности в SMD-исполнении).

Также на жизнь зарядного устройства оказывает влияние воззвание с ним. Если допускать нередкое механическое воздействие (удары, падение на твердую поверхность, высшую вибрацию), это также приведет к возникновению микротрещин либо к повреждению разъемов. Этого же результата можно достигнуть неаккуратным (с приложением усилий в разных направлениях) воззванием с разъемами при подключении АКБ.

проверка, работоспособность, зарядный, устройство, длить

Но даже бережное хранение и эксплуатация зарядника не гарантирует выход из строя из-за внедрения производителем некачественных девайсов и технологий сборки. В особенности это касается малоизвестных производителей из Юго-Восточной Азии.

Усовершенствование ЗУ шуруповерта

Получил в подарок шуруповерт. Поставил на ночь на зарядку, а днем нашел, что блок аккумуляторов нагрелся. Естественно, это не нормально и понизит срок службы аккумуляторов, также может стать предпосылкой пожара.

Разобрав зарядочник я увидел, что снутри только трансформатор с выпрямителем, а в подставке (charging stand) всего только плата со схемой на 1 транзисторе, которая отвечает только за срабатывание светодиода, когда в подставку вставлен блок аккумуляторов. Нет никаких узлов контроля заряда и автоотключения. Таковой блок питания будет заряжать нескончаемо длительно и стремительно выведет из строя батареи. Фактически у всех экономных шуруповертов такая же система заряда, только у дорогих устройств с процессорным управлением реализованы умные системы заряда и защиты, как в зарядочнике. так и в аккумуляторном блоке.

Очевидно я решил доработать собственный зарядочник, добавив систему стабилизации напряжения и ограничения тока заряда.

Блок батарей на 18В собран из 15 никель-кадмиевых аккумуляторов напряжением 1.2В и емкостью 1200мАч. Т.о. для него действенный ток заряда 120мА. Заряжаться будет длительно, но зато неопасно.

Цель доработки – сделать устройство, которое при достижении нужного конечного напряжения понизит ток заряда до 0. А стабилизация тока дозволит заряжать током 120мА независимо от того как батарея разряжена. Также добавим индикатор зарядки, который погаснет при окончании процесса.

Схема очень обычная, всего на 2 микросхемах LM317. 1-ая включена по схеме стабилизатора тока, 2-ая выравнивает выходное напряжение. Т. к. ток будет менее 120мА, то микросхемы на радиатор ставить не придется.

Разглядим работу схемы. При зарядке ток протекает через R1 и происходит падение напряжения на нем, достаточное для срабатывания светодиода. По мере заряда ток в цепи уменшится и падение напряжения на R1 будет недостаточно для свечения индикатора.

R2 задает наибольший выходной ток. Мощность R2 0.5Вт (можно и 0.25Вт). Для расчета характеристик LM317 есть программка. В моем случае, для тока120мА R2 = 10 Ом.

2-ая часть представляет собой пороговый узел, который выравнивает напряжение. Выходное напряжение задается подбором R3 и R4. Для более четкой опции делитель можно заменить на многооборотный резистор 10кОм. Напряжение на выходе не переделанного устройства было около 26В (инспектировал на нагрузке 3Вт). Номинальное напряжение батареи 18В (15шт. х 1.2В), а на сто процентов заряженного около 21В. Т.е. на выходе нашего узла нужно выставить напряжение в границах 21В.

Собираем на интегральную схему и проверяем. Даже при закороченом выходе ток менее 120мА, при этом независимо от напряжения на входе, т.е. ограничение тока работает верно. Монтируем эту плату в подставку, за ранее убрав из нее штатную. Со штатной платы я взял только светодиод в качестве индикатора зарядки. Измеряем выходное напряжение, оно тоже в границах установленного.

Сейчас подключаем аккумуляторный блок, светодиод зажигается. Через несколько часов свет погас, т.е. аккумулятор зарядился. При всем этом он не нагрелся, и главное, его можно не страшиться оставлять на подставке, так как устройство автоматом отключается. Могу с уверенностью сказать, что мы улучшили эту зарядку. Можно вприбавок заменить и массивный силовой трансформатор на импульсный, но пока как-то недосуг.