Как собрать аккумулятор для шуруповерта

Описание

Дрель аккумуляторная – шуруповерт Sturm CD32121L относится к семейству легких литий–ионных шуруповертов. 1 аккумулятор в комплекте делает его намного доступней по стоимости.

Аккумулятор спрятан в ручке, что существенно упрощает вес и габариты устройства. Его вес составляет всего 1 кг, по этому работать им совсем не сложно и комфортно. Наибольший вращающий момент 20 Нм позволяет работать с материалами завышенной плотности. Аккумулятор заряжается всего за 1 час. Блокировка шпинделя обеспечивает комфортное зажатие сверла либо биты в патроне. Литий–ионный аккумулятор обеспечивает долговечность и размеренный заряд при низких температурах. Двухскоростной режим поможет в различных видах работ.

Дрель аккум. Li-Ion 1 акум. Sturm 12В CD32121L

Дрель аккумуляторная – шуруповерт Sturm CD32121L относится к семейству легких литий–ионных шуруповертов. 1 аккумулятор в комплекте делает его намного доступней по стоимости.

Аккумулятор спрятан в ручке, что существенно упрощает вес и габариты устройства. Его вес составляет всего 1 кг, по этому работать им совсем не сложно и комфортно. Наибольший вращающий момент 20 Нм позволяет работать с материалами завышенной плотности. Аккумулятор заряжается всего за 1 час. Блокировка шпинделя обеспечивает комфортное зажатие сверла либо биты в патроне. Литий–ионный аккумулятор обеспечивает долговечность и размеренный заряд при низких температурах. Двухскоростной режим поможет в различных видах работ.

Главные
Напряжение АКБ 12 В
Тип АКБ Li-ion
Время зарядки АКБ 1 час
Количество аккумуляторов 1 шт
Режимы работы Режим шуруповерта
Количество ступеней вращающего момента 16ступень сверления
Наибольший вращающий момент 20 Нм
Наибольший вращающий момент на 1 скорости 8.5 Нм
Наибольший вращающий момент на 2 скорости 20 Нм
Регулировка оборотов Нет
Число оборотов 0-1150 об/мин
Емкость АКБ 1,3 Ач
Количество скоростей 2
Число оборотов на 1 скорости 0-350 об/мин
Блокировка шпинделя Есть
Число оборотов на 2 скорости 0-1150 об/мин
Индикатор заряда аккумулятора Есть
Реверс есть
Резвый доступ к щеткам Нет
Поперечник сверления (металл/дерево/бетон) металл 10/дерево 20 мм
Поперечник патрона 0.8-10 мм
Тип патрона Быстрозажимной
Тормоз мотора Есть
Подсветка рабочей зоны Есть
Упаковка Пластмассовый кейс
Габариты в упаковке 265x240x85 мм
Вес нетто, кг 1 кг
Вес брутто, кг 2 кг
Комплектация Дрель, зарядное устройство, аккамуляторная батарея. биты (2шт).

Характеристики

Главные
Напряжение АКБ 12 В
Тип АКБ Li-ion
Время зарядки АКБ 1 час
Количество аккумуляторов 1 шт
Режимы работы Режим шуруповерта
Количество ступеней вращающего момента 16ступень сверления
Наибольший вращающий момент 20 Нм
Наибольший вращающий момент на 1 скорости 8.5 Нм
Наибольший вращающий момент на 2 скорости 20 Нм
Регулировка оборотов Нет
Число оборотов 0-1150 об/мин
Емкость АКБ 1,3 Ач
Количество скоростей 2
Число оборотов на 1 скорости 0-350 об/мин
Блокировка шпинделя Есть
Число оборотов на 2 скорости 0-1150 об/мин
Индикатор заряда АКБ Есть
Реверс есть
Резвый доступ к щеткам Нет
Поперечник сверления (металл/дерево/бетон) металл 10/дерево 20 мм
Поперечник патрона 0.8-10 мм
Тип патрона Быстрозажимной
Тормоз мотора Есть
Подсветка рабочей зоны Есть
Упаковка Пластмассовый кейс
Габариты в упаковке 265x240x85 мм
Вес нетто, кг 1 кг
Вес брутто, кг 2 кг
Комплектация Дрель, зарядное устройство, аккамуляторная батарея. биты (2шт).

099 470 77 78 kievsturm@sturmtools.com.ua Украина, г. Киев

Вечный аккумулятор для шуруповерта изготавливаем своими руками.

Раз в день с 09:00 до 18:00, не считая выходных и торжественных дней

Контакты: (099) 470 77 78 (Отдел продаж) (067) 218-19-19 (По вопросам запчастей и ремонта)

Определение неисправности

С предназначением частей конструкции АКБ разобрались, сейчас разглядим, как найти неисправность, это ч.2 ремонта АКБ шуруповерта. Сходу заметим, что все элементы разом выйти из строя не могут, а так как цепь у нас поочередная, при выходе 1-го элемента – не работает вся цепь. Означает, наша задачка найти, где у нас в цепи самое слабенькое звено.

Для этого нам будет нужен мультиметр, и для второго метода поиска неисправности лампа на 12В, если Ваш аккумулятор на шуруповерт тоже 12 вольтовой. Порядок действий последующий:

Примечание. Разница меж элементами в аккумуляторной батарее в 0,5 – 0,7В считается значимой, это значит, что элемент приходит в негодность.

аккумулятор, шуруповерта

Таким макаром, мы отыскали кандидаты на «реанимацию» либо «ампутацию» и замену на новые элементы.

Если Ваш шуруповерт работает от напряжения 12 либо 13В можно произвести поиск более обычным способом. Вполне заряженный аккумулятор разбираем и к контактам «» и «-» подключаем 12 вольтовою лампу. Лампа будет нагрузкой, и будет разряжать аккумулятор. Дальше проводим замеры на элементах батареи, там, где посильнее всего падение напряжения, там и слабенькое звено.

Есть и другие методы, заместо лампы можно подобрать сопротивление, но для этого уже нужны азы электротехники, ну и непонятно что бы резистор с нужным сопротивлением был под рукою.

Другие неисправности очень изредка встречаются. К примеру, утрата контакта в местах пайки батарей либо силовых контактах блока, выход из строя термистора. Эта проблемма больше присуща подделкам. В виду редкости, заострять внимание не будем, ограничимся элементами батареи.

READ  Можно ли подрезать межкомнатную дверь

С «проблемными» элементами разобрались, нужно чинить. Как отремонтировать аккумулятор шуруповерта? Вообщем для ремонта доступно 2 метода, если так можно выразиться. Это восстановление и замена частей, которые пришли в негодность.

Аккумулятор шуруповерта: конструкция и виды

Следует увидеть, что независимо от марки шуруповерта и страны производителя батареи имеют схожее строение. Собранный аккумуляторный блок имеет таковой вид.

Если мы его разберем, то увидим, что он собран из маленьких частей, которые собраны поочередно. А из школьного курса физики мы знаем, что элементы, имеющие последовательное соединение, слаживают свои потенциалы.

Примечание. Сумма каждого элемента питания и дает нам итоговое напряжение на контактах аккумуляторной батареи.

Наборные части либо «банки», обычно, имеют стандартный размер и напряжение, отличаются они только емкостью. Емкость АКБ измеряется в А/ч и указывается на элементе (изображено ниже).

Для сборки аккумуляторов шуруповертов используют последующие виды частей:

  • никель – кадмиевые (Ni – Cd)батареи, с номинальным напряжением на «банках» 1,2V;
  • никель-металл-гидридный (Ni-MH), напряжение на элементах – 1,2V;
  • литий-ионный (Li-Ion), с напряжением – 3,6V.

Разглядим более тщательно плюсы и недочеты каждого вида.

СЕКРЕТ ПРАВИЛЬНОЙ ПАЙКИ АККУМУЛЯТОРОВ 18650 (БЕЗ ПАЯЛЬНОЙ КИСЛОТЫ)

  • Самый распространённый вид ввиду низкой цены;
  • Не жутки низкие температуры, к примеру как Li-Ion батареям;
  • Хранится в разряженном состоянии, при всем этом сохраняет свои свойства.
  • Делается исключительно в странах «третьего мира», ввиду токсичности при производстве;
  • Эффект памяти;
  • Саморазряд;
  • Малая емкость;
  • Маленькое количество циклов заряд/разряд, означает, длительно не «живут» при насыщенном использовании.
  • Экологически незапятнанное создание, есть возможность приобрести качественный фирменный аккумулятор;
  • Маленький эффект памяти;
  • Маленький саморазряд;
  • Большая емкость, в сопоставлении с Ni – Cd;
  • Большее количество циклов заряд/разряд.
  • Стоимость;
  • Теряет часть черт при продолжительном хранении в разряженном состоянии;
  • При низких температурах длительно не «живет».
  • Нет эффекта памяти;
  • Практически отсутствует саморазряд;
  • Высочайшая емкость АКБ;
  • Количество циклов заряд/разряд в разы больше, ежели у прошлых типов аккумуляторов;
  • Для набора нужного напряжения нужно наименьшее количество «банок», что значительно уменьшает вес и габариты АКБ.
  • Высочайшая стоимость, практически в 3 раза в сопоставлении с никель – кадмиевым;
  • Через три года происходит значимая утрата емкости, т.к. Li разлагается.

С элементами мы познакомились, перейдем к остальным элементам аккумуляторного блока шуруповерта. Разборка блока, например, для ремонта аккумулятора шуруповерта Hitachi (изображен ниже), очень проста – откручиваем шурупы по периметру и разъединяем корпус.

  • Два силовые, «» и «-». для заряда/разряда;
  • Верхний управляющий, он включен через термодатчик (термистор). Термистор необходим для защиты батарей, он отключает или ограничивает ток заряда при превышении определенной температуры элементов (как правило, в диапазоне 50 – 600С). Нагрев происходит по причине больших токов при форсированном заряде, так называемая «быстрая» зарядка;
  • Так называемый «сервисный» контакт, который включен через сопротивление 9Ком. Он используется для сложных зарядных станций, которые выравнивают заряд на всех элементах аккумулятора. В быту такие станции ни к чему, ввиду их высокой стоимости.

Вот собственно и вся конструкция аккумулятора. Ниже приведено видео, о том, как разобрать блок.

Инструменты

В данной статье, которую условно разделим на три части, мы рассмотрим: виды аккумуляторов, которые применяют в шуруповертах (ч.1), их возможные причины выхода из строя (ч.2) и доступные способы ремонта (ч.3).

Можно ли «реанимировать» элементы и как?

Приступим к ч.3 ремонта аккумулятора шуруповерта и сразу оговоримся, что понятие «реанимация» для литий – ионных батарей не применима. Эффекта памяти в них нет, скорее всего, произошло разложение лития, а с этим уже ничего не поделаешь. В таких аккумуляторах необходимо выяснить, в чем причина неисправности: сам элемент или схема управления. Здесь два варианта:

  • меняем схему управления от другой, но аналогичной нашей, батареи, если помогло – находим замену и меняем;
  • подать 4V на элемент с током примерно в 200мА, для этого необходимо регулируемое зарядное устройство. Если напряжение на элементе растет до 3,6V – элемент исправен, проблема в других элементах, либо в схеме управления.

Восстановительный ремонт аккумулятора шуруповерта доступен преимущественно для Ni – Cd батарей, но они, как правило, и самые распространённые в бытовых шуруповертах.

Итак, как реанимировать аккумулятор шуруповерта? Существует два вида «реанимации» для этих видов аккумуляторов:

  • Метод уплотнения или сжатия (он сработает в тех случаях, когда электролит все еще в наличии, но потерян объём);
  • «Прошивка» напряжением и током большим от номинального. Этот способ позволяет устранить эффект памяти, и хотя и не полностью, но восстановить утраченную емкость.

Примечание. Как правило, в никель – кадмиевой батарее основная причина потери емкости – выкипание электролита, и если его критически мало – никакая «прошивка» не поможет.

Этот способ, если его результат будет положительным, не решит проблему выхода из строя элементов. Скорее он лишь отсрочит замену пришедших в негодность и в дальнейшем все равно понадобится ремонт аккумулятора шуруповерта Makita или любого другого.

Ремонт и замена элементов аккумулятора шуруповерта

Более действенный способ ремонта аккумуляторов для шуруповерта – замена элементов, которые определены нами как неисправные.

Примечание. Приобретая новый элемент, следите за тем, чтобы его емкость и габариты совпадали с родными элементами.

Так же нам понадобится паяльник, малокорозийный флюс (желательно спиртовой флюс на канифоли) и олово. О точечной сварке не говорим, так как для разового ремонта аккумулятора вряд ли есть потребность ее приобретать или собирать…

В самой замене ничего сложного нет, тем более если хоть какой. то опыт в пайке есть. На фотографиях достаточно подробно все изображено, обрезаем неисправный элемент, вместо него запаиваем новый.

  • при пайке паяльником, старайтесь паять быстро, так что бы аккумулятор не нагревался, т.к. рискуете испортить его;
  • при возможности соединение реализуйте при помощи родных пластин, или используйте таких же размеров медные, это важно потому как токи зарядки большие и при неправильном сечении соединительных проводов они будут греться, соответственно будет срабатывать защита термистора;
  • ни в коем случае не перепутайте плюс батареи с минусом – соединение последовательное, значит, минус предыдущей банки идет на плюс новой банки, а минус новой. на плюс следующей.
READ  Зарядные устройства для шуруповерта ресанта

После того как спаяли новые элементы, необходимо выравнивание потенциалов на «банках», поскольку они разные. Проводим цикл заряд/разряд: ставим заряжаться на всю ночь, даем сутки на остывание и меряем напряжение на элементах. Если мы все сделали правильно, картина будет примерно такой: на всех элементах одинаковый показатель мультиметра, в пределах 1,3В.

Далее приступаем к разряду батареи, вставляем аккумулятор в шуруповерт и нагружаем его «по полной». Главное щадите сам шуруповерт, иначе придется ремонтировать и его. Доводим до полного разряда. Данную процедуру повторяем еще два раза, т.е. заряжаем и полностью разряжаем.

Следует отметить, что процедуру стирания «эффекта памяти» следует проводить раз в три месяца. Проводится по аналогии вышеописанной тренировки.

Такая не очень хитрая процедура продлит работу Вашего шуруповерта, по крайней мере, до тех пор, пока его самого не придётся менять на новый

Советы по выбору защитной микросхемы

Литий-ионный аккумулятор шуруповерта не сможет нормально функционировать без защитной платы BMS. Продающиеся экземпляры имеют разные параметры. Маркировка BMS 3S предполагает, например, что плата рассчитана на 3 элемента.

На что надо обратить внимание, чтобы выбрать подходящую микросхему:

  • Наличие балансировки для обеспечения равномерности заряда элементов. Если она присутствует, в описании технических данных должно стоять значение тока балансировки;
  • Максимальное значение рабочего тока, выдерживаемого длительно. В среднем, надо ориентироваться на 20-30 А. Но это зависит от мощности шуруповерта. Маломощным достаточно 20 А, мощным – от 30 А;
  • Напряжение, при достижении которого происходит отключение аккумуляторов при перезаряде (около 4,3 В);
  • Напряжение, при котором отключается шуруповерт. Надо подобрать это значение, исходя из технических параметров аккумуляторного элемента (минимальное напряжение – около 2,6 В);
  • Ток срабатывания защиты от перегрузки;
  • Сопротивление транзисторных элементов (выбирается минимальное значение).

Важно! Величина тока срабатывания при перегрузке не имеет большого значения. Это значение отстраивается от тока рабочей нагрузки. При кратковременных перегрузках, даже если инструмент отключился, надо отпустить пусковую кнопку, а затем можно продолжать работать.

Схема соединения элементов с защитной платой

Имеет ли контроллер функцию автозапуска, можно установить по наличии записи «Automatic recovery» в технических данных. Если такой функции нет, то чтобы вновь запустить шуруповерт после срабатывания защиты надо будет вынимать аккумулятор и подключать его к ЗУ.

Трудности при переделке

В Li-Ion батареях присутствуют объективные недостатки, такие как плохая работа при низких температурах. Помимо того, при переделке шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650 может встретиться ряд трудностей:

  • Стандарт 18650 означает, что диаметр одного аккумуляторного элемента равен 18 мм при длине 65 мм. Эти габариты не совпадают с размерами никель-кадмиевых или никель-металлогидридных элементов, установленных ранее в шуруповерте. Замена аккумуляторов потребует разместить их в штатном корпусе АКБ, плюс установка защитной микросхемы и соединительных проводов;
  • Напряжение на выходе литиевых элементов – 3,6 В, а на никель-кадмиевых – 1,2 В. Допустим, номинальное напряжение старой батареи – 12 В. Такое напряжение при последовательном соединении Li-Ion элементов обеспечить нельзя. Рамки колебания напряжения при зарядно-разрядных циклах ионного аккумулятора также изменяются. Соответственно, переделанные батареи могут быть несовместимы с шуруповертом;
  • Ионные аккумуляторы отличаются спецификой работы. Они плохо выдерживают напряжение перезаряда больше 4,2 В и разряда меньше 2,7 В вплоть до выхода из строя. Поэтому, когда переделывают АКБ, в шуруповерте необходима установка защитной платы;
  • Существующим зарядным устройством бывает нельзя воспользоваться для шуруповерта с Li-Ion аккумулятором. Потребуется также его переделать или приобрести другое.

Важно! Если дрель или шуруповерт дешевые и не очень качественные, то лучше не заниматься переделкой. Это может выйти дороже стоимости самого инструмента.

Преимущества литий-ионных аккумуляторов

Никель-кадмиевые аккумуляторы обладают низкой ценой, выдерживают много зарядных циклов, не боятся низких температур. Но ёмкость батареи будет снижаться, если поставить ее на заряд, не дождавшись полного разряда (эффект памяти).

Литий-ионные аккумуляторы имеют следующие преимущества:

  • высокая емкость, которая обеспечит большее время работы шуруповерта;
  • меньшие размеры и вес;
  • хорошо сохраняет заряд в нерабочем состоянии.

Но литиевый аккумулятор для шуруповерта плохо выдерживает полный разряд, поэтому заводские инструменты на таких аккумуляторах оснащают дополнительными платами, защищающими работу батареи от перегрева, КЗ, избыточного заряда во избежание взрыва, полного разряда. При установке микросхемы непосредственно в аккумулятор происходит размыкание цепи, если неиспользуемая батарея находится отдельно от инструмента.

Сборка аккумулятора

Дальнейшая замена аккумулятора состоит из следующих этапов:

  • Хорошо вычищаются разобранные части корпуса;
  • Так как габариты новых аккумуляторных элементов будут меньше, их нужно надежно зафиксировать: приклеить к внутренней стенке корпуса клеем «Момент» или герметиком;
  • К старому клеммнику припаиваются плюсовой и минусовой провод, он помещается на прежнее место в корпусе и фиксируется. Укладывается защитная плата, соединяются части аккумуляторного блока. Если они были ранее приклеены, то опять используется «Момент».

Выбор аккумуляторов

Часто для шуруповертов используются батареи напряжением 12 В. Факторы, которые необходимо учитывать при выборе Li-Ion аккумулятора для шуруповерта:

  • В подобных инструментах применяются элементы с высокими значениями разрядного тока;
  • Во многих случаях емкость элемента находится в обратной зависимости от тока разряда, поэтому нельзя выбирать его только по емкости. Главным показателем является ток. Значение рабочего тока шуруповерта можно посмотреть в паспорте инструмента. Обычно это от 15 до 30-40 А;
  • Не рекомендуется при замене аккумулятора шуруповерта на Li-Ion 18650 использовать элементы с разными значениями емкости;
  • Иногда встречаются советы применить литиевый аккумулятор от старого ноутбука. Это абсолютно недопустимо. Они рассчитаны на гораздо меньший ток разряда и имеют неподходящие технические характеристики;
  • Количество элементов считается, исходя из примерного соотношения – 1 Li-Ion на 3 Ni-Cd. Для 12-вольтовой батареи понадобится для замены 10 старых банок поставить 3 новых. Уровень напряжения будет слегка снижен, но если установить 4 элемента, то повышенное напряжение сократит срок службы электродвигателя.
READ  Как разрезать пробку от вина

Важно! Перед сборкой необходимо произвести полный заряд всех элементов для уравнивания.

Разборка корпуса аккумулятора

Корпус часто бывает собран на шурупах-саморезах, другие варианты – с помощью защелок или клея. Склеенный блок разобрать сложнее всего, приходится применять специальный молоток с пластиковой головкой, чтобы не повредить части корпуса. Изнутри все удаляется. Повторно применить можно только контактные пластины или всю клеммную сборку для подключения к инструменту, зарядному устройству.

Соединение элементов батареи

Соединение Li—Ion аккумуляторов для шуроповерта выполняется несколькими способами:

  • Применение специальных кассет. Метод быстрый, но контакты обладают большим переходным сопротивлением, могут быстро разрушиться от сравнительно больших токов;
  • Пайка. Способ, годный для умеющих паять, так как надо обладать определенными навыками. Пайка должна производиться ускоренно, потому что припой быстро остывает, а долгий нагрев может повредить аккумулятор;
  • Точечная сварка. Является предпочтительным методом. Не все имеют сварочный аппарат, такие услуги могут оказать специалисты.

Важно! Элементы должны соединяться последовательно, тогда напряжение аккумуляторов складывается, а емкость не изменяется.

На втором этапе припаиваются провода к контактам собранной батареи и к защитной плате согласно схеме подключения. К контактам самой батареи для силовых цепей припаиваются провода с площадью сечения 1,5 мм². Для других цепей можно брать провода потоньше – 0,75 мм²;

Затем на батарею надевается кусок термоусадочной трубки, но это не обязательно. На защитную микросхему также можно надеть термоусадку, чтобы изолировать ее от соприкосновения с аккумуляторами, иначе острые выступы пайки способны повредить оболочку элемента и спровоцировать КЗ.

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650

Промышленность давно выпускает шуруповерты, и многие люди обладают старыми моделями с никель-кадмиевыми и никель-металлогидридными аккумуляторами. Переделка шуруповерта на литий позволит улучшить эксплуатационные характеристики аппарата, не покупая новый инструмент. Сейчас много фирм предлагают услуги переделки аккумуляторов шуруповерта, но сделать это можно и своими руками.

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы

Как сделать своими руками из беспроводного шуруповерта проводной и зачем это нужно

В последние годы аккумуляторные инструменты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что теперь, если сломается шуруповёрт, мы просто не представляем себе, как можно обойтись без него, особенно когда предстоит солидный объём строительных работ.

Такая беда случилась однажды и со мной. В самый разгар работы из-за выхода из строя аккумулятора умолк мой шуруповёрт, и сразу всё остановилось.

Хорошо ещё, что один из моих коллег прибыл на объект на скутере, который был оснащён малогабаритным 12-вольтовым аккумулятором. Ничего не оставалось, как попытаться подключить инструмент к клеммам снятого со скутера аккумулятора. К моему немалому удивлению, всё получилось замечательно. Хотя шуруповёрт был рассчитан на работу от 18 В, при подключении его к 12-вольтовой батарее он стал крутить шурупы даже лучше, чем со штатной батареей!

Если подключить провода к клеммам аккумулятора не составило труда, то с концами, идущими к контактам шуруповёрта, пришлось немного потрудиться.

�� Собираем 12V аккумулятор шуруповерта на 5 Ah. ��

Ориентируясь на форму и размеры выступа с контактами на штатных аккумуляторах, сделал из деревянной рейки вставку. Она должна плотно входить в гнездо для аккумуляторов на ручке шуруповёрта. Чтобы пропустить провод, вдоль продольной оси вставки просверлил сквозное отверстие 10 мм. Провод использовал сечением 2,5 мм 2.

Концы проводов зачистил и закрепил саморезами таким образом, чтобы они в рабочем положении были надёжно прижаты к контактным пластинкам внутри ручки шуруповёрта. На верхнем конце вставки сделал метку, чтобы при очередном подключении не перепутать полярность.

Длину соединительного провода выбрал такой, чтобы её хватало для работы инструментом на вытянутой вверх руке, когда аккумулятор расположен на земле.

аккумулятор, шуруповерта

Если работа связана с постоянным перемещением с места на место, аккумулятор удобно положить в небольшую сумку, которую можно повесить через плечо. Шуруповёрт без штатного аккумулятора стал заметно легче, и работать с ним стало намного удобнее.

Герметичный аккумулятор ёмкостью 7 А-ч, снятый со скутера, также оказался очень удобным.

Одной его зарядки хватает на несколько дней интенсивной работы. А подзарядить его можно не только от любого автомобильного зарядного устройства, но и от прикуривателя автомобиля или от того же скутера.

Да и стоит такой аккумулятор на рынке не больше 700 рублей, то есть в два раза дешевле, чем штатный. А по сроку службы и продолжительности непрерывной работы превосходит штатный в несколько раз.